Для сильно щепетильных =):
Бортик шпули катушки - как полировать?
Всем давно известно, что передний бортик шпули катушки имеет огромное влияние как на дальность заброса, так и на долговечность шнура или монофильной лески. Именно поэтому и нужно внимательно следить за качеством бортика шпули и не допускать на нём сколов, трещин и зазубрин. Но если всё-же по какой-то случайности на шпуле вашей катушки появились такие дефекты их нужно немедленно устранить.
Многие именитые производители спиннинговых катушек покрывают бортик шпули специальным сплавом из нитрида титана который имеет желтоватый цвет. Это делается скорее не для гладкости поверхности бортика, сколько для его прочности и долговечности. Ведь пластиковый борт деформируется даже при малейшем и незначительном ударе.
Проверять бортик шпули катушки на сколы и трещины нужно перед каждой рыбалкой (и после неё), ведь даже самая маленькая зазубринка негативно скажется на дальности заброса приманки и долговечности шнура или лески. При забросе, ваша леска постоянно контактирует с бортиком шпули и тем самым деформируется и ворсится от зазубрину, а от этого и резкое снижение срока службы и силовых нагрузок.
бортик шпули катушки
Итак, как же устранить эти злощастные зазубрины на бортике шпули? Можно конечно попробовать отполировать бортик наждачной бумагой №0, но это приведёт к ещё большей шероховатости, которую на ощупь определить будет очень сложно. Лучше всего взять обычную швейную иголку (сталь из которой она изготовлена будет гораздо прочнее покрытия на бортике) и её боковой стороной пройтись с небольшим прижимом по проблемным местам. Такой способ в народе называют "нагортовка". Конечно же вмятины не исчезнут, но их края перестанут быть острыми и шнур не будет за них цепляться и изнашиваться.
Для новичков, как выбрать катушку...
В принципе много недосказаности, нов целом нормально описано..)
Несмотря на большое количество торговых марок, заводов изготовляющих катушки, не такуж и много, и подавляющее большинство их расположено в желтом регионе планеты. Поэтому, если вы держите в руках катушку стоимостью менее 100 у.е., можете не ставить риторический вопрос: «Кто их делает?» Не принуждайте продавца врать или смущаться, уверенно скажите себе: «Китай». Если Китай вам не нравится, скажите: «Таиланд или Бангладеш». Если и после этого не радует вас катушка, ищите 200-300 у.е. и покупайте японскую. Практические советы Намного важнее, не кто ее делает, а как делает.
1. Вот что желательно сделать при выборе катушки:
1) Проверьте наличие люфтов. Люфт в ручке нежелателен, люфт и «шатание» шпули крайне нежелательны, продольный люфт шпули неминуем, особенно для заднефрикционных катушек. Покрутите ручку катушки с включенным и выключенным реверсом. В крайних положениях шпули не должно быть никаких посторонних звуков. Тугой ход также нежелателен, хотя иногда это говорит не о плохой сборке, а о масле, которое загустело, и что не особенно страшно.
2) Откройте скобу лескоукладчика и с силой взмахните катушкой, имитируя заброс. Если скоба не упадет на прежнее место, катушка исправна. Не следует махать три-четыре раза подряд и, добившись, наконец-то, срабатывания скобы, удовлетворенно заявлять, что катушка не годится. На рыбалке такой трюк у вас не выйдет. Можете попробовать. Более жесткий тест - открыть скобу и ударить рукой с катушкой по другой руке. Если и при таком испытании скоба не упадет - самозакрывание исключено. Многие фирмы делают фиксатор скобы, но, сразу скажу, что это не исключает самозакрывания. Поэтому, услышав щелчок при открытии скобы, все же проверьте катушку вышеупомянутым методом. Наличие такого дефекта приведет к потере большого количества приманок и частой замене лески.
3) Постарайтесь покрутить (ногтем или еще чем-то другим) ролик лескоукладчика. Если он не вертится, катушку лучше сразу положить на место.
4) Хорошо бы еще проверить качество намотки лески, то есть покупать сразу катушку и леску. Если леска легла ровно, механизм катушки работает исправно. Если леска ложится горбами или катушка недоматывает до краев шпули, при забросе обязательно появится борода, и потерь будет не меньше, чем в пункте 2.
2. Теоретические советы
Теперь несколько слов о том, как выбрать катушку, исходя из априорных данных, то есть того, что написано на упаковке. Основные характеристики катушки - вместимость шпули, вес, количество подшипников, расположение фрикциона, а также наличие или отсутствие некоторых полезных устройств.
1) Расположение фрикциона может быть передним, задним и даже средним (редко). Нельзя сказать, чтобы какой-то был лучше. Все очень субъективно - просто определите, каким вам удобнее пользоваться.
2) Оптимальное количество шарикоподшипников должно быть от 4 до 7. Если их менее 4, то в некоторых важных местах подшипников нет, а если больше 7 - то в тех же местах их по паре, а то и больше. Мне попадалась, например, катушка с двумя подшипниками в ручке, что, согласитесь, сделано только для того, чтобы заявить «У нас 12 (!) подшипников в катушке!».
3) Если на катушке количество подшипников N +1, то это самое «+1»говорить о наличии обгонной муфты или так называемого «моментального тормоза». При включенном реверсе даже минимального обратного хода (и связанного с ним удара) в таких катушках нет, что продлевает срок службы. Если, невзирая на «+1», обратный ход есть, катушку лучше не покупать - вы заплатите за обгонную муфту, которая не работает...
4) Бесконечный винт (или бесконечный червяк) является еще одним полезным устройством, которое практически исключает неравномерную намотку. Попросите показать схему катушки. Червяк выглядит как... ну, скажем... как клин в косую клетку приблизительно в центре схемы. Катушки с червяком существенно дороже катушек с обычной планетарной системой. Отсутствие этого узла совсем не указывает на плохую намотку. Катушки OkumaНапример, фирма Okuma отличается практически идеальной намоткой, при этом ни в одной из моделей фирмы бесконечного винта нет.
5) Вместимость связана с классом катушки. Поэтому катушка третьего класса не является третьесортным изделием, а всего лишь вмещает 100 м лески 0,3 мм. Второго класса — 100 м лески 0,2 мм и так далее. Шпуля катушки всегда должна быть заполнена почти до конца для большей дальности заброса. Поэтому при использовании тонкой лески на катушках большой вместимости под нее лучше подмотать бекинг - дешевую леску не очень большого диаметра - приблизительно 0,25 мм. Чтобы рассчитать количество подмотки, не нужно читать надпись на катушках. Врут как производители катушек (за вместимость), так и производители лесок (за диаметр). Есть очень простой и надежный способ: Намотайте нужную вам леску на запасную шпулю, привяжите до конца подмоточную леску и наматывайте до заполнения шпули. После чего поставьте на катушку основную шпулю и перемотайте леску с запасной на основную.
Катушки MitchellОбычно вместимость основной и запасной шпуль одинакова, но есть некоторые исключения, особенно в катушках Mitchell, где это совсем не является недостатком, а сделано специально для размещения на одной катушке шпуль разной вместимости. Еще одно замечание: плетенка и леска одинакового диаметра ложатся с коэффициентом приблизительно 1,7, то есть 100 м плетенки и 170 м лески занимают одинаковый объем шпули.
6) По поводу веса и связанного с ним баланса удилища ничего нового сказать не могу. Достоверно, для оптимального баланса центр тяжести должен располагаться приблизительно в сантиметре выше переднего края шпули. Однако достигать этого путем добавления в ручку груза, установки здоровенной катушки на лайтовое удилище, у которого просто короткая ручка, - не стоит, добившись баланса, вы сделаете тяжелее снасть в целом. Плохо, если вершина удилища сильно перетягивает (например, катушка 2-го класса на карповом удилище), а если баланс смещен в сторону катушки - это совсем не страшно. Следовательно, если вы не являетесь представителем весовой категории «до 29,5 кг» и не можете с закрытыми глазами определить, в какой момент на верхнее колено спиннинга села бабочка, то, как говорится, не берите в голову. Голова вам пригодится для работы, а на рыбалке от этой самой работы нужно как раз отдыхать...
Полезные советы
При клеве крупной рыбы сразу ослабьте фрикционный тормоз, даже если есть риск, что рыба уйдет в траву. Как правило, лучшее остаться без щуки, чем без спиннинга. Хотя из этого правила, как и из любого другого, есть исключение — все зависит от соотношения важности для вас щуки и спиннинга. При мертвых зацепах и крепкой леске для обрыва намотайте леску на весло или еще что- нибудь. Не тяните катушкой или, упаси господи, спиннингом. Спиннинг сломается немного выше стыка, а в катушке или заклинит шпулю, или сломается крепление шпули, и она потом будет вылетать. Скобу лескоукладчика старайтесь всегда закрывать рукой после заброса. В принципе, ее можно закрыть и вращением ручки, но это значительно сокращает срок исправной работы катушки и приводит к самозакрыванию, поломке пружины и ручки и т.д. При намотке на катушку плетенки располагайте бобину с плетенкой «лицом к лицу с катушкой, то есть этикеткой к шпуле - так, чтобы она сходила витками с бобины.